Из истории электротехники

Тяговые электрические двигатели

Информационная система iElectro предлагает новое электронное издание “Тяговые электрические двигатели», подготовленное ведущим специалистом в области электромеханики к.т.н. Валентином Дмитриевичем Флорой.

Книга явилась результатом работы автора в области специальных электрических машин с 1971 г. и обобщает его опыт чтения лекций по курсам «Тяговые электрические машины», «Основы электрической тяги», «Специальные электрические машины» в Запорожском политехническом институте.
Тяговые электрические машины – это большая группа электрических машин, которые применяются в городском электротранспорте (трамваи, троллейбусы, метро), железнодорожном (электровозы, електропоезда, тепловозы, дизель-поезда, шахтные и карьерные электровозы), напольном (электрокары, электропогрузчики, электроштабелёры, электротележки, электротягачи и др.), электромобилях, электросамолётах, мотор-колёсах больших грузовых автомобилей, подводных лодках, торпедах и т.д.

На железнодорожном транспорте самое большое распространение в электроподвижном составе имеет индивидуальный привод, когда каждый двигатель вращает одну колесную пару. В таком приводе мощность тягового двигателя находится в пределах:
для электровозов – 900÷1200 кВт;
для электропоездов – 230÷250 кВт;
для тепловозов – 300÷350 кВт.
Иногда применяют групповой привод, когда каждый тяговый двигатель вращает две – три колесных пары. При этом несколько уменьшается масса двигателя, которая приходится на одну колесную пару, но усложняется конструкция тяговой передачи и возрастает объем ее ремонта.

Электровозы питаются от контактной сети постоянного тока с номинальным напряжением 3000В, которое может колебаться в пределах 3000÷4000 В или переменного тока с номинальным напряжением 25 кВ, которое может колебаться в пределах 19÷29 кВ.
Троллейбусы и трамваи также питаются от контактной сети постоянного или переменного тока напряжением в несколько сотен вольт (обычно – 500÷700 В).
На железнодорожном транспорте при скоростях движения больших, чем 300÷350 км/ч сильно уменьшается коэффициент сцепления колес с рельсами, Поэтому для высокоскоростного наземного транспорта (ВСНТ) применяют только линейные, не вращающиеся тяговые двигатели с электромагнитным подвешиванием поезда, то есть без использования сцепления колес с рельсами.
На напольном транспорте применяются аккумуляторные батареи, которые питают тяговые двигатели напряжением 12÷125 В постоянного тока.
Благодаря тяговым двигателям используется электрическое торможение: рекуперативное и реостатное (динамическое). В связи с трудными условиями работы и жесткими габаритными ограничениями тяговые двигатели считают машинами предельного использования.
Большинство тяговых двигателей – это машины коллекторного типа постоянного и пульсирующего тока. Начиная с 60-х лет ХХ ст. применяются бесколлекторные тяговые двигатели асинхронные и вентильные (синхронные с полупроводниковым управлением).

Читать так же:  Компания Philips создаст уникальный световой облик Сочи и сделает улицы Краснодарского края энергоэффективными

В книге приведены основные характеристики и свойства вращающихся тяговых двигателей постоянного и пульсирующего тока.
Рассмотрены требования, параметры, магнитные и другие характеристики, принципы регулирования режимов работы, эксплуатационные свойства и особенности токосъёма коллекторных тяговых двигателей. Приведены соотношения для расчётов потерь мощности, работы двигателей при импульсном питании и т.д. Отмечены влияния внешних факторов на работу коллекторных двигателей (механических возмущений, изменений температуры и т.д.).
Приведены особенности конструкции тяговых двигателей с явнополюсным статором, намечены некоторые направления усовершенствования конструкции и проектирования коллекторных машин постоянного тока.
Предлагается при проектировании электрических машин постоянного тока, и прежде всего тяговых двигателей, предварительно определять необходимый магнитный поток, исходя из эмпирических данных и опыта проектирования, для чего в книге приведена сравнительная таблица выполненных электрических машин постоянного тока с различными параметрами.
В частности дана схема, разработанной автором машины с универсальным возбуждением для получения любых характеристик тяговых двигателей постоянного тока с помощью последовательной и независимой обмоток возбуждения, питаемых от импульсных преобразователей.
При импульсном питании приведены соотношения для расчётов размахов пульсаций и средних величин скорости вращения, вращающего момента, магнитного потока.
Рассмотрен переходный процесс при импульсном регулировании тягового двигателя. Кроме того даны определения основных величин электромагнитных нагрузок, магнитные характеристики тяговых двигателей и т.д.
Рассмотрены бесколлекторные вентильные тяговые двигатели и электромагнитные процессы в них. В частности, рассмотрены асинхронные тяговые двигатели и частотное регулирование скорости их вращения.
Кроме вращающихся тяговых двигателей в книге рассмотрены бесколлекторные линейные электрические двигатели (асинхронные, синхронные, постоянного тока, вентильные).
Даны примеры использования линейных электрических машин, в том числе для высокоскоростного наземного транспорта.
Для асинхронных двигателей рассмотрены концевые, краевые и поверхностные эффекты, а также приведены конструкции обмоток линейных асинхронных двигателей и силы, действующие на них.
Даны характеристики систем подвешивания, тяги и торможения высокоскоростного наземного транспорта.
Охарактеризованы сверхпроводящие магниты экипажа и даны основные соотношения для определения силы тяги поезда.
Представляет интерес, разработанный автором линейный универсальный бесколлекторный тяговый двигатель постоянного тока с монополярным возбуждением, для которого не требуется выполнять дополнительные полюса, компенсационную обмотку, уравнительные соединения и т.д., в связи с отсутствием коллектора и токовых коммутаций. Для такого двигателя намечены перспективные варианты разработок.
В книге рассмотрены особенности расчётов нестационарных процессов во вращающихся электрических двигателях, влияние некоторых факторов на эти процессы, переходные электромагнитные процессы в асинхронных тяговых двигателях и методы исследования неустановившихся процессов.
В книге намечены некоторые перспективные направления развития линейных тяговых двигателей постоянного тока.

Читать так же:  Обновленный модульный автомат ВМ63 от КЭАЗ

Книга содержит контрольные вопросы для закрепления полученных знаний.
Книга предназначена для студентов ВУЗов, которые изучают курсы «Специальные электрические машины», «Тяговые электрические машины», « Основы электрической тяги», и т.д. Она может быть полезной для преподавателей, аспирантов, научных работников, инженеров–исследователей и практиков, конструкторов, которые применяют и разрабатывают тяговые электрические машины.

Приобрести книгу можно в режиме реального времени по ссылке http://shop.ielectro.ru/Goods425594.html , воспользовавшись электронной системой расчетов. Подробнее с правилами покупки электронных изданий в системе www.iElectro.ru можно ознакомиться здесь: http://shop.ielectro.ru/Contacts1.html .

Электронное издание – это наиболее удобный способ хранения информации. Вы можете в любой момент распечатать часть или всю книгу, использовать ее в своих публикациях, создавать свои базы данных, а с помощью поисковых систем быстро найти требуемую информацию в любой части книги.
Воспользовавшись услугами интернет-магазина Вы не только приобретете новое электронное издание, но и получите возможность его быстрой доставки в любой конец света сразу после оплаты.

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button